Сегодня 21 мая, день полярника, день отважных исследователей и тех, кому нужна красивая идея, чтобы жертвовать своим здоровьем (позволяю себе такую ироничную форму только потому, что говорю в том числе о себе).
Почему полярные экспедиции?
Потому что это приключения, путешествия и героизм в осмысленных масштабах. Потому что это випасана и терапия, за которую тебе же платят зарплату. Это изоляция и много красоты природы.
И все же, попадая в этот героизированный мир, мы сталкиваемся с рутиной, плохой едой, трудностями тесной коллективной жизни (научные базы, палаточные лагеря, общежития). Это приходится переваривать, подстраиваться под обстановку и трансформировать переживания во что-то созидательное. В это же время природа, окружающая со всех сторон, поражает спокойствием, силой и чистотой. Она возвращает к себе, помогает аккумулировать сильные эмоции в формате творческой энергии. Красота спасает всех, даже полярников.
И эта красота всеми силами пытается найти выход, особенно, если ты очень эмоциональная личность, закованная в рутину упорядоченности и субординации экспедиционной жизни. У меня это были стихи, заметки, видео, фотографии и рисунки. Рисунки остались со мной до сих пор как самый действенный инструмент для выхода эмоций.
Это изображение моего пути в первой большой экспедиции 2014 года на Северную Землю:
А это — зарисовки, в основном сделанные под впечатлением от ночного освещения или после сильных переживаний:
Рисунок как метод осилить рутину, освободиться от стресса и переработать красоту остался со мной до сих пор. Ниже показываю рисунки, сделанные в экспедиции прошлого лета (2019 года). Так я осваивала разные инструменты, фиксировала впечатления, иногда совсем не стараясь сделать красивый рисунок (последний из трёх был нарисован в сумерках почти вслепую в состоянии сильного переживания).
А иногда это было осознанное действие — взять фотографию с маршрута и постараться стилизовать пейзаж с помощью маркеров, быстро зарисовать увиденный ландшафт прямо в моменте и заодно передать геоморфологические и флористические особенности, или сесть на скамейку с видом на горы и детально вырисовывать каждый склон.
Мне повезло сохранить фото картинок, нарисованных в 2016 году (фотографии низкого качества, которые можно увидеть ниже по тексту). Это был ноябрь на Шпицбергене, моя первая работа в лаборатории Баренцбурга на полупустой станции, где по факту нас было около пяти человек, и где я первый раз увидела полярную ночь. Важно отметить, что я обожаю свет. Свет — источник моего визуального вдохновения, я рисую только тогда, когда освещение меня завораживает, а любовь к Арктике сформировалась у меня именно благодаря красочным пейзажам, которые застала летом и ранней осенью. Поэтому решение поехать в темноту полярной ночи далось мне не очень легко и исходило скорее из желания доказать себе, что я всё могу (…и посмотреть сияния, само собой).
Помню, какое открытие ждало меня на обратном пути со Шпицбергена. 1 декабря я взлетала на самолете над Лонгйиром на пути в Осло и затем в Петербург, и красный закат в южной части неба, который было видно из окна самолета, показался мне уродливым и грубым. В темноте полярной ночи нашлись такие полутона, которые невозможно было бы увидеть в обычной жизни, и этого я никогда не забуду. Поэтому несколько картинок, которые были нарисованы в ту ноябрьскую экспедицию, я очень нежно люблю и берегу:
Иногда рисунок в экспедиции становится терапией, иногда — способом переработать сложные эмоции. Но бывает, что ты просто чувствуешь себя счастливой и живой, и рисунок становится напоминанием об этом моменте: как выглядела природа вокруг тебя, когда ты сильно чувствовала.